Возрастная физиология.
В различные возрастные периоды наблюдается интенсивный рост и функциональное развитие организма, происходящее неравномерно. Наиболее выраженные процессы характерны для первых лет жизни и периода полового созревания.
К 7 годам наблюдаются усиленный рост нижних конечностей, изменение формы позвоночника и расположения ребер, большая их эластичность. Перегрузка может способствовать различным деформациям скелета с патологическими изменениями костей и хрящей. В этом возрасте мышцы сгибатели сильнее разгибателей. Наиболее утомительными для детей младшего школьного возраста являются статические усилия и длительные интенсивные нагрузки. Это связанно с возрастными особенностями сердечно-сосудистой системы. Если после скоростных кратковременных упражнений восстановление у детей наступает быстрее, чем у взрослых, то продолжительные нагрузки большой мощности переносятся неудовлетворительно.
У младших школьников преобладают процессы возбуждения в центральной нервной системе.
К 8-10 годам заканчивается развитие щитовидной железы. Ее гормоны задерживают развитие половых желез, способствуют росту организма. Характерным для среднего школьного возраста является наступления полового созревания. Время наступления полового созревания и его соответствие календарному возрасту определяется при учете внешних признаков, а также рентгенологически.
В первой стадии полового созревания активно действуют гормоны роста, выделяемые щитовидной железой и гипофизом.
Эндокринные и нервные влияния создают фон повышенной реактивности организма.
С 7 до 15 лет вдвое увеличивается систолический объем сердца. Наибольшее увеличение объема сердца наблюдается у девочек в 11 лет, а у мальчиков примерно в 14 лет. Размеры и объемы сердца увеличиваются одновременно с ростом веса тела.
До 12-13 лет максимальное потребление кислорода у мальчиков и девочек одинаково. У мальчиков оно возрастает прямо пропорционально весу тела. У девочек с наступлением полового созревания эта зависимость нелинейная. В этот период отмечается тесная связь уровня специальной подготовленности и физического развития (оценивается по темпам полового созревания и приросту веса). Под влиянием тренировки сдвиги вегетативных функций (дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т.д.) у юношей изменяются менее показательно по сравнению со взрослыми.
В старшем школьном возрасте с началом половой зрелости наступает период эмоциональной стабилизации. Более совершенная регуляция органов и систем организма юноши уже достаточно полно обеспечивает все стороны двигательной деятельности.
Возрастные этапы не всегда можно четко классифицировать по годам. Это зависит от многих причин, том числе и от акселерации. Акселерация – это ускорение физического развития и полового созревания детей, подростков и юношей. Связано с различными причинами, в том числе с повышением материального благосостояния и культурного уровня населения, улучшением лечебно-профилактической помощи, возросшим применением фармакологических препаратов, оказывающих стимулирующее влияние на рост и развитие организма (поливитамины, гормоны, ферменты и т.п.), повышенным белковым питанием, уменьшением двигательной активности и т.д. В связи с акселерацией за последние годы половое созревание у подростков наступает на 2-3 года раньше, а рост взрослого человека увеличился в среднем на 10см.
! Физиологические особенности детей, подростков и юношей следует учитывать при выборе для них тренировочных нагрузок.
В возрасте 5-10 лет целесообразно совершенствовать координацию движений, а с 9-10 лет – максимальный темп и общую выносливость. В 11-13 лет в связи с бурным темпом роста физического развития следует преимущественно развивать быстроту; в 14-15 лет – совершенствовать и развивать скоростно-силовые качества; в 15-16 лет – совершенствовать специальную выносливость. В возрасте 17-19 большое значение придается совершенствованию координации. В 20-30 лет внимание уделяется коррекции биодинамической структуры движений на фоне повышения силовых качеств.