Граффити (итал. graffiti, от греч. писать) — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма фольклора.
По сути — граффити — это ролевая игра и зачастую образ жизни, часто не имеющий отношение к искусству, как таковому, или — самореклама (чаще всего имя — никнейм или название команды), где на фоне массы графитчиков нужно выделить себя — неважно каким образом. В основном это достигается: стилем(новыми формами, сочетаниями цветов или посылом), активностью (наибольшим количеством рисунков, покрытия наибольшего пространства с целью стать наиболее заметным. Например, рисование на транспорте — дает возможность рисунку перемещаться, что позволяет большему количеству людей увидеть его), дерзостью и нарушением правил игры (нарушение всех моральных и этических правил, даже тех, которые признаны в данной субкультуре, с целью стать заметным в данном кругу). Но в то же время — есть масса течений, отделившихся от граффити, при этом оставаясь частью этой субкультуры (имея глубокие ее корни), но ушедших далеко вперед, таких, например, как стрит арт и дизайнерские игрушки.
Несмотря на то, что граффити является самым древним видом рисования, это, пожалуй, самая современная и демократичная интерпретация визуального искусства.
Нередко, гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать — какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название — граффити (от итальянского «царапать»), а автор этого искусства величается райтером.
Первый райтер носил кличку «Такi 183». Нацарапав на какой-то стене свою кличку, он приплюсовал к ней номер своего квартала. И пошло-поехало. Продвинутый народ стал придумывать себе кликухи и писать все это заковыристым шрифтом на стенах. Писали все: черные и белые, богатые и бедные. Создавались своеобразные команды, которые расписывали стены, заборы, мусорные баки и мосты. Райтеры для острых ощущений спускались в подземки. Изрисованный вагон могли увидеть в разных районах многомиллионного города. Европейцы в отличие от американцев намного проще относятся к граффити. В Париже, например, настенное искусство легализовано. Вовсю красятся некогда братские — Польша и Чехия. В Берлине есть специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий, проезжающий по территории Финляндии и Швеции, может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффититов, украшающих скупой скандинавский пейзаж.
Считается одним из видов самовыражения молодежи. Самоназвание современных художников граффити — райтеры (англ. writers).
Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию
Первые серьезные отечественные граффити начали появляться в середине 90-х, одновременно с модой на брейк-данс. И это вполне естественно, ведь то и другое — часть хип-хоп-культуры. В то время по стране волной прокатились break-фестивали. Декорации к ним доверили оформлять первым граффититам, которые, несмотря на свою незрелость, при помощи баллонов с автоэмалью просто творили чудеса. Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, но и в том, чтобы разрисовать запретные стены, поработать спреем там, где нельзя, и бороться за свободу творчества — рисовать, где угодно. Чтобы отличаться от конкурентов, райтеры начали разрабатывать свои стили. В надписях стали использовать разные фишки: пузырьки, разлапы, торчащие из букв предметы. В рисунки стали вставляться прикольные персонажи. Появились компьютерные и готические шрифты. Приобрел значение цвет, символ мультипликации. Сейчас модно рисовать замороченные граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild style.
Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к тому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И — что делало их непохожими на остальных — во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков (фэткэп) привело к созданию подлинных шедевров. Так, парень СуперКуль заметил, что замена узких колпачков на баллонах на толстые позволит ему покрывать больше поверхности широкими размашистыми «мазками». И вот СуперКуль с баллонами желтого и розового цвета и фэткэпом на конце выписал свое имя на составе. Получились жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, но, в то же самое время, это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити, на то время.
Граффити на одной из улиц ГаваныПостепенно сформировался стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три. Помимо стиля Bubble существует еще множество других стилей. Вот самые известные из них:
Wild Style («дикий стиль»). Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутанны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, засчет того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.
FX (или 3D style, «объемный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Придумать такой рисунок очень сложно. Надо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы нарисовать слово в объёме. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Далеко не каждый райтер на это способен, и для этого нужны долгие годы тренировок.
СарагоссаMessiah Style. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой.
Charaсter. Charaсter — в нем используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с английского переводится как бирка, этикетка), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле Charaсter чаще исполняется командами.
Throw up — это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества — скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии. С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение, создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.
Blockbusters — это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий придаёт изображению трёхмерность и т. д. По окончании работы ставятся теги всех членов команды.
Кодекс райтера:
Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах.
Никогда не рисуй на общественных учреждениях (школах, больницах, детских садах и т. д.)
Не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях. Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения.
Цель работы райтера — украсить серый мир.
Пиши TOY (презрение, неуважение) только на работах, которые не заслуживают никакого уважения.
Граффити в видеоиграх:
]Популяризация граффити в мире не могла не отразиться на игровой индустрии. На данный момент выпущена только одна видеоигра о граффити: Mark Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure. В ней рассказывается о парне по имени Трейн, свободном художнике, который связывает свою жизнь с противостоянием системе, в которой граффити является жестоким преступлением. По ходу игры у художника открывается иное видение мира, и он переосмысляет суть своего искусства. В игре используются различные средства для написания, такие как маркеры, аэрозоль, кисти и стикеры. По большому счету эта игра — очень неплохой путеводитель по миру граффити для тех, кто боится сам выходить на улицы города и писать.
В игре Grand Theft Auto: San Andreas есть возможность закрашивать граффити на территориях банд-соперников. Для этого используется только аэрозольный баллончик.
Граффити как элемент геймплея присутствуют в игре Tony Hawk Underground 2. При создании персонажа требуется выбрать себе личный рисунок-граффити или создать его в редакторе. В дальнейшем некоторые миссии потребуют нарисовать это граффити в определенных местах.
ЗачОт?